пятница, 13 мая 2016 г.

8. Почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам настоящим мудрецом?


Мудрец – тот, кем руководят знания. Вот почему человек, умеющий читать и писать, казался египтянам мудрецом. Мудрость жителей Древнего Египта имеет отголоски и в современной эпохе. До сих пор за основу многих учений, действий и ритуалов берутся материалы того времени. Цивилизация, подарившая нам свои драгоценные знания, уже давно растворилась во Вселенной, но ее наследие оставило отпечаток в сердцах и душах современных людей.

Основы древнеегипетского просвещения

Просвещение – это процесс поглощения конкретных знаний с соблюдением человеческих интересов, интересов социального общества, и государственного устоя, результат которого - получение определенного уровня образования, установленного государством.
3-4 тысячелетия просуществовало сильное и могущественное государство - Древний Египет. За время своего образования, эта могущественная цивилизация прошла периоды становления первых городов, возникновения письма, формирования внутренней культуры, объединения единого несокрушимого государства.
Язык, которым владели египтяне, это одно из отдельных ответвлений афразийской языковой системы, имеющее отдельную письменность: в его основу положены иероглифы. В начале зарождения иероглифов они могли обозначать как отдельную букву, так и целый предмет. Насчитывалось около 700-1000 символов и тысячи их сочетаний для обозначения отдельных фраз. В период Среднего Царства система египетского письма была упрощена, и появилось иератическое направление, в котором символ обозначал букву и соответствовал звуку речи. Появилось направление скорописи, позволяющее документировать множество событий ежедневно. При этом привычное написание иероглифов сохранялось, но оно имело исключительно священный смысл, им писали ритуальные и официальные тексты.

Принципы воспитания и обучения в Древнем Египте

В египетских семьях было много детей: от пяти до семи. Приоритетом были мальчики - продолжатели рода. Девочки также оставались не менее любимыми детьми, тем более что их можно было впоследствии успешно выдать замуж. До 5 - 7 лет детей воспитывала мать. Детям предоставлялась свобода действий, при этом следование строгим канонам религиозного и культурного воспитания давало необходимые результаты, и детские умы впитывали принципы поведения окружающих, принимая его за основу. Существовало множество игр, которые давали ребенку толчки к развитию: игры в мяч, плавание в Ниле или бассейнах, игрушки - деревянные и механические, а также популярная интеллектуальная игра - сенет (напоминает современные нарды). Образование от государства – школа – предоставлялось только для мальчиков. Их обучали письму, религии, истории, литературе, чтению, математике, этике. При этом не только школа давала детям знания – семья, ячейка социума, наполняла сознание детей правилами бытия и поступков, отцы давали мудрые наставления детям. При этом дети фараонов обучались отдельно во дворце, и уровень их обучения был значительно выше, чем уровень обучения детей обычных граждан, «простых смертных». Стоит отметить, что дочери особ царских кровей обучались наравне с мальчиками – у царственных особ категорического деления по половым признакам в образовании не было.
В школах изучали два способа написания: иероглифический и иератический. Писали не на папирусе (из-за его дороговизны), а на обломках посуды и камней. После усвоения теоретических основ, дети приступали непосредственно к написанию текстов, сначала переписывая их, а после тексты диктовал учитель. Тексты могли быть разными: рассказы, стихотворения, деловые письма, изречения мудрецов, отдельные слова.
В 12-14 лет мальчики по традиции считались уже мужчинами, которые должны были определиться с профессией, жениться и обеспечивать свою семью. А девочки становились прекрасными хозяйками, которые должны были покинуть отчий дом и перебраться к мужу навсегда.
После окончания школы мужчины могли продолжать дело отца: будь то ремесленничество, мастерство писания, врачевание, государственная работа, но могли и далее продолжить свое обучение, оставшись при храме. Тогда они становились жрецами – врачами или магами. Также была возможность отправиться служить в армию – эта перспектива прельщала многих, несмотря на строгую дисциплину, была реальная возможность дослужиться до высокого чина и заработать целое состояние. Тех же, кто оставался далее при государственной школе, ждала профессия писаря или чиновника. Вторые заучивали наизусть множество текстов священного значения. Более того, они обязаны были знать все, что было необходимо в работе.

Мудрецы – учителя, знающие истину

Так почему же человек умеющий читать и писать казался египтянам мудрецом? Все просто – таких людей было немного в те времена. Знания были большой ценностью, доступной далеко не каждому. Человек, владеющий Знанием был почитаем, его уважали и боялись. Мудрецами называли людей, обладающих широким сердцем и проницательным умом. Их творения были написаны для пробуждения духа и открытия сердца. Они были способны принимать правильные решения и совершать справедливые поступки. Непосредственная близость к богам позволяла им по жизни идти одной дорогой с Мудростью и Знаниями. Мудрецы были способны не покоряться невежеству и научить людей истине, познанию смысла существования. Мудрыми не рождались. Мудрость приходила с трудом и упорством.
Те, кто постигли азы письма и умели читать, считались поистине мудрыми, ведь именно они могли увековечить смысл своих рассуждений в письме на века и прочесть писания других мудрецов: «Человек умирает, его тело становится пылью, все его современники тоже обратились в пыль; а его надписи позволяют вспомнить о нем того, кто читает. Больше в написанном пользы, чем в построенном доме или западной гробнице. Оно лучше, чем великолепный замок или храм».

Комментариев нет:

Отправить комментарий