Свидетельства развития китайской письменности относятся к 17-11 вв. до н.э. Об этом можно судить по обнаруженным черепашьим панцирям, а также гравировке на камнях и бронзовых предметах. Но самыми главными достижениями китайской древности являются деревянные и бамбуковые дощечки с иероглифами. Это первые книги Китая, имеющие название «цзянь».
Ранние книги писали еще до эпохи Восточная Хань, т.е. использовали на протяжении 1600-1700 лет. На дощечках из дерева описана китайская хроника «Исторические записки» знаменитого историка древности Сыма Цяня, родившегося в 145 г. до н.э.. Начертано около 520 000 иероглифов, описывающих период более 3 000 лет, включая правление легендарного императора Хуанди и хана Уди. Сохранились дощечки из бамбука, содержащие самый давний сборник стихов «Книгу песен», а также древнейшую математику «Цзючжансуаньшу».
Изготовление древнекитайских бамбуковых книг
1. Писать на деревянных пластинах было нелегко, но еще труднее было их изготовить. Для того, чтобы создать будущую книгу, необходимо было бамбуковые заготовки разрезать на коленца, а потом расщепить на тонкие полосы. Чтобы защитить древесину от загнивания и от всевозможных насекомых, её прогревали на костре.
2. Вычищенные и высушенные тонкие пластинки бамбука соединяли по несколько штук с помощью металлических скоб. Китайская книга была похожа на современные раздвижные шторы. Позже стали использовать выструганные пластинки. Готовые к написанию полотна имели длину от 20 до 70 см и ширину 10-15 см. После ряда исследований, было выявлено, что для частной переписки использовался бамбук длиной около 23 см, а для правительственных законов – 68 см.
3. Рукотворные книги не выцарапывались, как раньше, а были написаны особым раствором. Для написания иероглифов китайцы применяли сок лакового дерева, из которого готовили специальные «чернила». «Тушь» получалась очень качественная и стойкая, допущенную ошибку можно было удалить, только хорошенько поскоблив ножом. Из волокон бамбука изготавливался инструмент для письма, напоминающий кисть. Текст на пластинах писали справа налево, сверху вниз. Каждая вертикальная строка содержала от 10 до 40 иероглифов.
4. Одна деревянная планка считалась страницей книги. Через отверстие в верхней части дощечек продевалась бечевка, с помощью которой соединялись между собой несколько страниц книги, представляющих законченное произведение. Созданные, таким образом, книги были чрезвычайно неудобны в хранении и пользовании, занимали слишком много места. Древние издания часто приходили в негодность: веревки рвались или перетирались, а планки лопались или ломались.
5. Для создания иногда требовалось до нескольких тысяч бамбуковых пластин. Такие «издания» были настолько тяжелы, что их невозможно было поднять вручную, приходилось перевозить на телегах. Иногда полотна из бамбука вначале связывали, а затем наносили текст.
6. Знаменитый своим умом и преданностью, придворный ханьского императора Уди по имени Дунфан Шо описал жизнь своего правителя с помощью 30 000 символов, использовав 3 000 дощечек. Чтобы доставить произведение в императорские палаты, потребовалась помощь всех слуг, которых было пару десятков.
7. Древнекитайские книги не только писались и читались, но и подвергались редактированию. Благодаря своему трудолюбию, первый циньский император Цинь Шихуана каждый день прочитывал и корректировал до 60 кг бамбуковых книг. Несмотря на все неудобства, древнекитайские бамбуковые книги просуществовали до правления династии Восточная Хань (25-220), когда на их место пришла первая бумага.
Ранние книги писали еще до эпохи Восточная Хань, т.е. использовали на протяжении 1600-1700 лет. На дощечках из дерева описана китайская хроника «Исторические записки» знаменитого историка древности Сыма Цяня, родившегося в 145 г. до н.э.. Начертано около 520 000 иероглифов, описывающих период более 3 000 лет, включая правление легендарного императора Хуанди и хана Уди. Сохранились дощечки из бамбука, содержащие самый давний сборник стихов «Книгу песен», а также древнейшую математику «Цзючжансуаньшу».
Изготовление древнекитайских бамбуковых книг
1. Писать на деревянных пластинах было нелегко, но еще труднее было их изготовить. Для того, чтобы создать будущую книгу, необходимо было бамбуковые заготовки разрезать на коленца, а потом расщепить на тонкие полосы. Чтобы защитить древесину от загнивания и от всевозможных насекомых, её прогревали на костре.
2. Вычищенные и высушенные тонкие пластинки бамбука соединяли по несколько штук с помощью металлических скоб. Китайская книга была похожа на современные раздвижные шторы. Позже стали использовать выструганные пластинки. Готовые к написанию полотна имели длину от 20 до 70 см и ширину 10-15 см. После ряда исследований, было выявлено, что для частной переписки использовался бамбук длиной около 23 см, а для правительственных законов – 68 см.
3. Рукотворные книги не выцарапывались, как раньше, а были написаны особым раствором. Для написания иероглифов китайцы применяли сок лакового дерева, из которого готовили специальные «чернила». «Тушь» получалась очень качественная и стойкая, допущенную ошибку можно было удалить, только хорошенько поскоблив ножом. Из волокон бамбука изготавливался инструмент для письма, напоминающий кисть. Текст на пластинах писали справа налево, сверху вниз. Каждая вертикальная строка содержала от 10 до 40 иероглифов.
4. Одна деревянная планка считалась страницей книги. Через отверстие в верхней части дощечек продевалась бечевка, с помощью которой соединялись между собой несколько страниц книги, представляющих законченное произведение. Созданные, таким образом, книги были чрезвычайно неудобны в хранении и пользовании, занимали слишком много места. Древние издания часто приходили в негодность: веревки рвались или перетирались, а планки лопались или ломались.
5. Для создания иногда требовалось до нескольких тысяч бамбуковых пластин. Такие «издания» были настолько тяжелы, что их невозможно было поднять вручную, приходилось перевозить на телегах. Иногда полотна из бамбука вначале связывали, а затем наносили текст.
6. Знаменитый своим умом и преданностью, придворный ханьского императора Уди по имени Дунфан Шо описал жизнь своего правителя с помощью 30 000 символов, использовав 3 000 дощечек. Чтобы доставить произведение в императорские палаты, потребовалась помощь всех слуг, которых было пару десятков.
7. Древнекитайские книги не только писались и читались, но и подвергались редактированию. Благодаря своему трудолюбию, первый циньский император Цинь Шихуана каждый день прочитывал и корректировал до 60 кг бамбуковых книг. Несмотря на все неудобства, древнекитайские бамбуковые книги просуществовали до правления династии Восточная Хань (25-220), когда на их место пришла первая бумага.
Комментариев нет:
Отправить комментарий